Ваххабиты — это относительно новое течение в исламе, характеризующееся рядом заблуждений и нововведений в вопросах вероучения. Важнейшим отличием ваххабитов является их неверное понимание природы Всевышнего Аллаха и Его атрибутов.
В отличие от суннитов, ваххабиты рассматривают яркость и материальность сущности Всевышнего Аллаха, утверждая, что у Него есть определённый, хотя и неизвестный нам, облик. Они убеждены, что Аллах имеет физические характеристики, такие как размер и вес, а также что Он может находиться на Арше и перемещаться в пространстве. Благодаря своему интерпретационному подходу к аятах Корана, ваххабиты пришли к выводу, что у Аллаха есть части тела.
Эти взгляды вызывают резко противоположные мнения у суннитов (ахлю-сунна). Исламские учёные охарактеризовали подобные убеждения как ташбих — уподобление Аллаха творениям, и таджсим — приписывание Ему телесных качеств. Основной целью ваххабитов является представить свои идеи как истинную исламскую веру, подобно тому, как вино выдаётся за виноградный сок.
Почему же ваххабиты именуются именно так? Этот термин происходит от имени Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, основателя течения. Слово «ваххабит» не является ругательством, а представляет собой исламский термин, аналогично тому, как последователей имама аль-Ашари называют ашаритами.
Ваххабизм впервые заявил о себе в 1730 году в Неджде, родине Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Он отклонился от истинного пути праведных учителей и начал обвинять большинство мусульман своего времени в неверии, что во многом было продиктовано политическими причинами. Исламские ученые, изучив его призыв, единогласно заявили о его заблуждении и попытках вводить других в заблуждение. Приверженцы ханбалитского мазхаба, откуда происходил ибн Абдуль-Ваххаб, были первыми, кто выступил против его идей, а также многие ученые шафиитского, ханафитского и маликитского мазхабов.
В современности о ваххабитах много говорят, но не всегда верно. Ваххабиты предпочитают именовать себя «салафитами» и отрицают использование термина «ваххабиты». В то же время, многие, кто не является ваххабитами, иногда ошибочно воспринимают под этим понятием то, что таковым не является. В этой путанице нередко забывают истинное значение ваххабизма, который прежде всего представляет собой определённые верования.
Ваххабиты утверждают, что должны трактовать аяты, содержащие словесные выражения, как буквальные. Например, если в аяте используется слово «йад» (рука), они интерпретируют это как реальную материальную руку Аллаха, что является олицетворением Ему.
Однако они ошибочно утверждают, что их взгляды соответствуют учениям праведных предшественников, тогда как на самом деле они следуют идеям Ибн Таймии, который для них стал автором безупречных учений. В то время как сунниты единодушно признают, что Аллах не является телом и не состоит из частей, а все выражения, которые могут подразумевать обратное, следует трактовать исходя из арабского языка или оставить без толкования, доверяя их смысл Аллаху.
Объективно, сунниты называют ваххабитов псевдосалафитами, то есть теми, кто неправильно называет себя частью саляфов, но на самом деле далеки от их истинных убеждений. В наше время осознанное следование таким фигурам, как Ибн Таймия, Ибн Кайим, Албани, Ибн Усеймин, Ибн Бааз и другим может служить косвенным признаком ваххабизма.
Если кто-либо не считает нужным уподоблять Аллаха творениям при буквальном понимании аятов и хадисов, то о ваххабизме нельзя говорить.