Slider

ИСТОРИЯ ИСЛАМА МОНГОЛОВ

Этнополитическая ситуация в державе Чингисхана

В начале своего существования татарами называлось одно из племён монголов. Согласно монгольским преданиям, Чингисхан уничтожил всех мужчин этого племени, и лишь немногим удалось выжить. Несмотря на это, именно имя этого племени стало широко известным как среди русских, так и среди западноевропейских народов. Завоеватели, пришедшие из Монголии, чаще всего именовались татарами, и это название постепенно начало распространяться на множество тюркских народов, которые жили в пределах Монгольской империи. Эти народы часто стали вассалами монголов и принимали участие в их завоевательных походах.

Западная часть Монгольской империи была в основном населена тюркскими народами, среди которых монголы, как правило, быстро терялись. Они приходили в этот регион как завоеватели, но в конечном итоге оказывались в меньшинстве. В отличие от них, в восточной части Монгольской державы монголы осуществляли власть над Китаем на протяжении более ста лет. Однако в последней трети XIV века они утратили свои позиции и превратились в преобладающий этнос только на оставшейся территории.

Этнические изменения в разных частях распавшейся империи также оказывали влияние на религиозную обстановку.

Распространение ислама у татар

Ислам стал распространяться на территории Улуса Джучи или Золотой Орды задолго до прихода монгольских завоевателей. В нынешнем Татарстане и соседних регионах Среднего Поволжья с VII века осел народ булгар, который создал государство Волжская Булгария, существовавшее вплоть до монгольского вторжения в 1236 году. В 922 году правители государства приняли ислам, который стал религией предков современных казанских татар и башкир.

Волжские булгары были оседлыми земледельцами, и процесс внедрения ислама в кочевое население степей шёл медленно. Как указывает историк Сергей Кляшторный в своей книге «Государство и народы евразийских степей», до монгольских завоеваний Кипчакская степь оставалась вне пределов исламского мира. В начале XIII века мусульманский правитель Средней Азии, хорезмшах Мухаммед, даже воевал с немусульманскими кипчаками.

С образованием Золотой Орды создались условия для более широкого распространения ислама. Выбор ислама в качестве государственной религии правителями Золотой Орды произошел, вероятно, под влиянием двух исторических центров цивилизации: Волжской Булгарии и Хорезма, где ислам уже прочно укоренился. Однако это было не мгновенным процессом. Первым ханом Улуса Джучи, который принял ислам, был Берке (1257-1266 гг.), но он не устанавливал ислам как государственную религию, о чем свидетельствует основание епархии Русской православной церкви в его столице Сарае в 1261 году.

Только при хане Узбеке (1313-1341 гг.) ислам получил более значительное распространение, и, тем не менее, Золотая Орда оставалась многонациональным и многоконфессиональным государством на протяжении долгого времени. Ханы аккуратно подходили к различным религиозным общинам, поддерживая атмосферу терпимости.

Таким образом, с государственностью Золотой Орды связано принятие ислама народами, которые сохранили наименование "татары" — таких как крымские, астраханские и сибирские татары. Предки казанских татар имели исламскую веру ещё с X века, и переход от названия булгар к татарам не повлиял на их религиозную идентичность.

Утверждение буддизма среди монголов

Процесс распространения буддизма среди монгольских народов начался во время правления Угэдэя, сына и преемника Чингисхана (1229-1241 гг.). Угэдэй проявлял интерес к буддизму и пригласил известного тибетского монаха Кунгу Гьялцена для наставничества. Его внук Хубилай также заинтересовался этой религией, первым его наставником стал китайский буддийский монах Лю Биньчжун. После завоевания Китая Лю Биньчжун стал одним из ближайших советников Хубилая. К моменту его избрания великим ханом монголов в 1260 году, Хубилай уже принял буддизм.

Таким образом, этнополитическая ситуация в державе Чингисхана была сложной и многослойной. Она характеризовалась не только завоеваниями и переплетением этнических идентичностей, но и множеством религиозных традиций, которые постепенно смешивались и влияли друг на друга. Формирование новых этнических и религиозных идентичностей стало важным аспектом исторического наследия, оставленного Монгольской империей.