Любовь к этому миру и его материальным удовольствиям стала важной частью жизни современного общества. Люди все чаще стремятся к успеху, богатству и роскоши, полагая, что именно эти вещи приносят истинное счастье и удовлетворение. Однако за этим стремлением часто кроется серьезная проблема—это недуг, который может разрушить сердце человека.
Зачастую привязанность к мирским благам и удовольствиям отвлекает людей от истинных ценностей и духовных целей. Верующий, который слишком сильно увлечен этими стремлениями, рискует ослабить свою веру. Эта привязанность может вызвать внутреннюю пустоту и сделать человека зависимым от внешнего мира, в то время как настоящая радость и удовлетворение приходят от связи с Аллахом и стремления к духовному росту.
Важно понимать, что материальные блага могут быть временными и преходящими. Как только мы начинаем тратить все силы на их приобретение, забывая о духовных обязанностях и поклонении, мы становимся уязвимыми к влиянию этого мира. Степень привязанности к материальным ценностям прямо пропорциональна ослаблению веры.
Духовное развитие требует баланса—умения наслаждаться мирскими благами, но при этом оставаться верным своим убеждениям и моральным принципам. Нужно стремиться к тому, чтобы материальные ценности служили средством для достижения более высокой цели, а не становились её целью.
Именно в этом контексте верующий должен постоянно анализировать свои желания и приоритеты, задавая себе вопросы о том, что действительно важно в его жизни. Приведем несколько способов, как сохранить баланс:
- Регулярное размышление: важно осмыслить, что является реальным источником счастья. Это может помочь переориентировать свои желания от материального к духовному.
- Практика благодарности: осознанное выражение благодарности за все благословения может избавить от желания ориентации на вещи, делая акцент на духовных аспектах жизни.
- Участие в благих деяниях: помощь другим и выполнение добрых дел укрепляют душу и поднимают моральный дух, отвлекая от мирской суеты.
Таким образом, любовь к этому миру и его благам необходимо сбалансировать с духовными ценностями, чтобы сохранить целостность своего сердца и укрепить веру.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
وَمَنْ كَانَتِ الدُّنْيَا هَمَّهُ جَعَلَ اللَّهُ فَقْرَهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ، وَفَرَّقَ عَلَيْهِ شَمْلَهُ، وَلَمْ يَأْتِهِ مِنَ الدُّنْيَا إِلَّا مَا قُدِّرَ
«Тот, кто сделал своей заботой и целью земную жизнь, тому Аллах поместит его бедность перед его глазами и приведет в расстройство его дела, и он не получит из мирского ничего, кроме того, что ему предписано». (ат-Тирмизи, № 2465)
У многих людей в жизни главными приоритетами становятся материальные цели и достижения. Погружаясь в повседневные заботы, они часто забывают о духовных ценностях и своих религиозных обязанностях. Весь их день, от рассвета до заката, проходит под знаком стремления к благам этого мира: они радуются каждому материальному успеху и болезненно переживают потери, в то время как их внутренний мир остается на втором плане. Заботы о вере и духовности, как правило, оказываются незамеченными.
Такой человек, по сути, оказывается в плену своих желаний, полностью отданный мирским удовольствиям. Его привязанность к материальному миру становится такой же сильной, как у человека, страдающего от алкоголизма, который забывает о всей своей жизни, утопая в восторге от выпивки. Однако, в отличие от пьяницы, который может в любой момент вернуться к реальности, этот человек рискует остаться в состоянии забвения до самой смерти. Именно в могиле, сталкиваясь с неизбежностью своего выбора, он может наконец увидеть истинные ценности и понять всю пустоту своих земных привязанностей.
В современном мире, где успех и благополучие зачастую меряются мгновенными удовольствиями, очень легко потерять из виду то, что на самом деле имеет значение. Мы можем корить себя за недостаток времени для молитвы или размышлений, но, в конечном итоге, эта нехватка времени — не что иное, как результат избытка забот о временном. Важно найти баланс и не забывать, что, несмотря на все материальные достижения, истинная ценность жизни заключается в духовном обогащении и связи с высшим. Ведь только в этом мы можем найти настоящий смысл и гармонию.
Яхья ибн Му’аз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
الدنيا خمر الشيطان من سكر منها لم يفق إلا في عسكر الموتى نادما مع الخاسرين
«Эта мирская жизнь – опьяняющий напиток шайтана. Кто стал пьяным от него, тот не очнется кроме как среди толпы мертвых, раскаивающихся вместе с потерпевшими убыток». («Джами’ аль-‘улюм ва аль-хикам», 2/383)
Те, кто попадает в такую ловушку, остаются в постоянном состоянии внутренней неустойчивости. Всевышний Аллах дарует им опыт острого чувства бедности, которое всегда стоит перед их глазами. Даже если в их жизни материальные блага начинают расти, они всё равно не могут ощутить настоящего богатства. Их удовлетворение никогда не приходит, потому что счастье не может быть основано лишь на внешних достижениях и материальных богатствах.
Таким образом, это постоянное чувство нужды и нехватки становится их сутью, словно тень, которая следует за ними куда бы они ни пошли. Они могут окружать себя вещами, которые, по сути, предназначены для радости и комфорта, но остаются несчастливыми и неудовлетворенными. Это внутреннее состояние бедности превращает их жизнь в бесконечную гонку за материальными благами, которые, в конечном итоге, лишь усиливают их страдания.
Важно помнить, что истинное богатство кроется не в объеме материальных ресурсов, а в способности находить радость в простых вещах и в нашей связи с духовным миром. Как только человек осознает, что счастье и удовлетворенность исходят не от внешних обстоятельств, а от внутреннего состояния, он начинает преодолевать эту бедность духа. Развивая свою веру и углубляя отношения с Аллахом, он может освободиться от этого чувства постоянного недостатка и научиться ценить то, что у него уже есть. Это может стать настоящим ключом к счастью и успокоению.
Всевышний Аллах разъяснил нам сущность этого мира во многих аятах:
اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ
«Знайте, что земная жизнь — это только игра и забава, (внешняя) красота, и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и (количества) детей. Она подобна дождю, растения после которого изумляют земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а затем они превращаются в труху. А в последней жизни — суровое наказание и прощение от Аллаха и (Его) довольство. Земная жизнь — всего лишь предмет обольщения». (сура «аль-Хадид», аят 20)
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ فَلَا تَغُرَّنَّكُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَلَا يَغُرَّنَّكُم بِاللَّهِ الْغَرُورُ
«О люди! Поистине, обещание Аллаха — истина. Пусть не обманет вас земная жизнь, и пусть не обманет вас относительно Аллаха обманщик (шайтан)!» (сура «Фатыр», аят 5)
Всевышний Аллах говорит о том, кого заботит этот бренный мир, предав забвению вечную жизнь:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
«А кто отвернется от Моего руководства (от Корана и не уверует в него), того ожидает тяжелая участь (могильные муки), а в Судный день Мы воскресим его слепым». (сура «Та Ха», аят 124)
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
ألا إن الدنيا مَلعُونة، مَلعُونٌ ما فيها، إلا ذكرَ الله تعالى، وما وَالاهُ، وعالما ومُتَعَلِّمَا
«Поистине, мир этот проклят: проклято то, что в нем, кроме поминания Всевышнего Аллаха и того, что связано с ним, а также обладающего знанием и приобретающего знание». (ат-Тирмизи, № 2322)
Это значит, что удалены от милости Аллаха этот мир и все, что в нем есть, кроме полезного знания, стремления приблизиться к Нему, поминания Аллаха и всего способствующего этому из того, что приближает к Всевышнему.
Сахль ибн Са‘д (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لو كانت الدنيا تَعدل عند الله جَناح بَعوضة، ما سَقَى كافراً منها شَرْبَة ماء
«Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, то Он не дал бы из него неверующему и глотка воды». (ат-Тирмизи, № 2320)
В этом хадисе содержится разъяснение ничтожности этого мира перед Аллахом и того, что он не имеет никакой ценности. Если бы он имел хоть какую-то ценность у Всевышнего Аллаха, то Он не дал бы неверующему из мира этого и глотка воды, не говоря уже о возможности роскошествовать и наслаждаться мирскими благами.
Сахль ибн Са‘д (да будет доволен им Аллах) также передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ازهَدْ فِي الدُّنْيَا يُحِبَّكَ الله، وازهَدْ فيمَا في أَيدي النَّاسِ يُحبَّكَ النَّاسُ
«Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям, и тебя будут любить люди». (Ибн Маджа, № 4102)
К числу высказываний, имеющих отношение к толкованию понятия «отречение», относятся слова Вухейба ибн аль-Варда (да смилуется над ним Аллах):
الزهد في الدنيا أن لا تأسى على ما فات منها، ولا تفرح بما آتاك منها
«Отречение от мира выражается в том, чтобы ты не горевал о мирском, которое ты упустил, и не радовался тому мирскому, которое пришло к тебе». («Джами’ аль-‘улюм ва аль-хикам», 2/181)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с такой мольбой:
اللَّهُمَّ لا تَجْعَلِ الدُّنْيَا أكْبَرَ هَمِّنا، ولا مَبْلَغَ عِلْمِنا
«О Аллах, не делай мирскую жизнь самой большой нашей заботой и не сделай ее пределом наших знаний». (ат-Тирмизи, № 3502)
Да дарует нам Всевышний Аллах тауфик.