Slider

**Оправдание не совершать намаз по ханафитскому мазхабу**

В ханафитском мазхабе, как и в других суннитских правовых школах, молитва (намаз) является одним из главных столпов ислама и обязательным актом поклонения для каждого совершеннолетнего мусульманина, достигшего половой зрелости. Однако, как и в любой другой юридической школе, в ханафитском мазхабе существуют определённые обстоятельства, которые могут служить оправданием для пропуска или отсрочки намаза.

### 1. **Болезнь и недомогание**

В ханафитском мазхабе одним из главных оправданий для пропуска намаза является серьёзное заболевание или физическое состояние, которое делает выполнение молитвы чрезвычайно трудным или невозможным. Если мусульманин находится в таком состоянии, что не может стоять, он может молиться сидя. Если даже это невозможно, разрешено молиться лежа, используя жесты. В крайнем случае, если даже такие действия невозможны, мусульманин может пропустить намаз, но обязан восполнить его позже, когда его состояние улучшится.

### 2. **Потеря сознания или невменяемость**

В ханафитской школе также считается, что человек, находящийся в бессознательном состоянии, не обязан совершать намаз до тех пор, пока он не придёт в сознание. Это также относится к состоянию невменяемости, когда человек не осознает свои действия и не может контролировать их. После восстановления сознания или возвращения вменяемости, мусульманин должен восполнить пропущенные молитвы, если это возможно.

### 3. **Нечистота (хадс) и невозможность очищения**

Мусульманин, находящийся в состоянии большой ритуальной нечистоты (джанаба) или малой ритуальной нечистоты (хадс), обязан совершить омовение перед намазом. Однако, если по каким-либо причинам невозможно совершить омовение водой (например, из-за отсутствия воды или по медицинским показаниям), в ханафитском мазхабе разрешено использовать "тайаммум" — очищение с использованием чистой земли или песка. В случае отсутствия возможности даже для тайаммума, намаз можно отложить, но его необходимо восполнить позже.

### 4. **Опасность для жизни или здоровья**

Если мусульманин находится в ситуации, когда его жизнь или здоровье находятся под угрозой, и выполнение намаза может усугубить эту ситуацию, то пропуск молитвы считается оправданным. Это может включать такие ситуации, как нахождение в боевых условиях, природные катастрофы или другие экстремальные ситуации. В этих случаях намаз может быть отложен, но должен быть восполнен, как только ситуация стабилизируется.

### 5. **Отсутствие сознательной вины (низкий уровень знания или отсутствие намерения)**

Иногда мусульманин может пропустить намаз из-за отсутствия знаний о его важности или из-за незнания времени молитвы. В ханафитском мазхабе, если человек не имел намерения (нийят) пропустить намаз сознательно или если его пропуск произошёл по причине незнания, он не будет нести грех за это, но должен восполнить пропущенные молитвы, как только он осознает свою ошибку.

### Заключение

В ханафитском мазхабе, как и в других школах ислама, намаз является обязательным актом поклонения, который нельзя пренебрегать без веской причины. Однако, шариат признает, что существуют обстоятельства, которые могут сделать выполнение намаза невозможным или чрезвычайно трудным. В таких случаях исламское право предоставляет облегчение и разрешает пропустить или отложить намаз, с условием восполнения его позже, когда препятствия исчезнут. Это демонстрирует гибкость и милосердие шариата в отношении человеческих нужд и обстоятельств.